суббота, 25 октября 2014 г.

1 УЧЕНИК : 1 КОМПЬЮТЕР

Компьютер не должен сам являться 
предметом изучения; он должен быть 
инструментом мышления — 
причем мышления деятельного.

Современное образование невозможно представить без информационных технологий. Пройдет еще немного времени, и в понятии традиционного обучения закрепятся такие инструменты, как электронные курсы, электронные библиотеки, новейшие средства обучения и технологии передачи знаний. Меняются устоявшиеся подходы и методики и, самое главное, меняются потребности современных школьников. Очевидно, что не реагировать на эти перемены нельзя. В условиях развития современного информационного общества эти изменения вполне естественны, но любой переход к чему-то новому — это всегда длительный и сложный процесс, вызывающий много споров и опасений, встречающий труднопреодолимые препятствия, запреты, непонимание.


Наши дети — это уже члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще десять лет тому назад.  Информационные навыки  уже прочно входят в их менталитет:  они ловко управляются с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства. Но надо помнить о качественном составе информации, которая не всегда может стать "сырьем" для формирования знаний. Поэтому, основная задача информатизации образовательного процесса в начальной школе – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик.

Всё началось несколько лет назад, когда многие родители в своих контактных данных рядом с домашним адресом и номерами телефонов стали указывать адрес электронной почты.
Сначала я создала Группу Google «Учимся» для связи с родителями. Здесь я размещала объявления, образцы выполнения домашних заданий, дополнительные материалы к урокам, отвечала на вопросы родителей.
Со временем рамки Группы стали нам малы. Дети росли и бесконтрольно и хаотично знакомились с интернетом. Интернет стремительно и прочно становился частью нашей жизни, и так же, как и вся наша жизнь, мог быть комфортным и полезным или опасным.
Чтобы не отсылать детей за информацией в интернет безадресно, я создала сайт «Классная жизнь», где размещала материалы к урокам, дополнительную интересную информацию, а так же видео, фото, результаты конкурсов и олимпиад, поздравления…
Это была история нашего класса. Сайт пользовался огромной популярностью среди детей, которые сейчас уже шестиклассники, и их родителей.
Им на смену пришли первоклашки. Теперь и они здесь частые гости. Сайт «Классная жизнь» и группа-форум «Учимся» - мои незаменимые помощники в работе «1+1».
Таким образом мы с детьми и родителями были готовы к участию в проекте «1 ученик – 1 компьютер».

Модель обучения  «1 ученик – 1 компьютер» в нашем случае
предполагает создание в общеобразовательном учебном заведении условий для объединения традиционных и инновационных методов обучения с использованием современных технологий. Хотя я предпочла бы отказаться от совмещения работы в бумажном учебнике, тетради и на компьютере. Считаю этот виртуозный вариант необоснованной двойной нагрузкой на ребёнка и учителя, снижающей эффективность урока, забирающей драгоценное время. Он продиктован страхом принимающих решения структур оторваться от привычного и знакомого... Но это отдельная тема.

Целью проекта является повышение качества обучения, реализация творческих способностей детей, получение информации, использование компьютера в качестве инструмента образования.
Использование широкого спектра возможностей информационных технологий и методических приемов имеет огромное значение для творческого развития личности ученика и обеспечения равного доступа каждого ребенка к качественному образованию.

Учебно-воспитательный процесс организован таким образом, что дети изучают общеобразовательные предметы с использованием персональных  нетбуков.
Модель «1+1» формирует учебную деятельность путем использования полученных на традиционных уроках знаний, умений и навыков непосредственно в информационно-компьютерной среде. При этом, организация таких занятий не требует кардинальной перестройки учебного процесса, а его содержание базируется на использовании дидактических материалов Типовых учебных программ.

С появлением инновационных средств коммуникации интеграция учебной среды и механизмов электронного общения значительно расширяет возможности педагогических приемов.
Электронные издания, компьютерные обучающие системы в мультимедийных вариантах, электронные библиотеки, аудио - и видео-учебные материалы дают возможность реализовать общедидактические принципы наиболее эффективно.
Учебный процесс с использованием информационных технологий может быть организованным, как моделирование учебной деятельности, когда компьютер выполняет несколько функций: учителя, например, организацию диалога в виде сценария.
Нетбуки активно применяются на уроках обучения грамоте, математики, русского и украинского языков, чтения; во внеклассной работе. Как правило, использование нетбука на уроке происходит в течение 10–15 минут для проведения тестов, выполнения письменных работ и поиска информации в интернете.

Следуя ныне существующим санитарно-гигиеническим требованиям, структура урокас использованием нетбука в младшей школе может быть такой:
1. Организационная часть (2 мин.).
2. Проверка домашнего задания / Актуализация опорных знаний / Повторение (4 мин.).
3. Разминка. Короткие логические задачи и задания на развитие внимания / Мозговой штурм (3-4 мин.).
4. Объяснение нового материала / Организация восприятия нового материала с использованием нетбуков (7 мин.).
5. Физминутка
6. Повторение правил поведения с нетбуками / Инструктаж к выполнению практической работы (2 мин.).
7. Работа с нетбуками (10 мин.).
8. Физминутка (3 мин.).
9. Объяснение домашнего задания (4-5 мин.).
10. Итог урока (2 мин.).
Эта схему можно применять в первом классе с самого первого дня на уроках обучения грамоте, параллельно изучая компьютерную грамоту на уроках информационной культуры.
Рассмотрим подробнее урок обучения грамоте в 1 классе.(28.11.12)
Тема Звуки и буквы. Буква Л [л] [л]
Цели.
1. Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в словах в устной речи, давать характеристику новых звуков.
2. Развивающая: развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.
3. Воспитательная: развивать познавательный интерес детей, умение слушать друг друга.
Оборудование для урока:
1. Картинки, буквари, тетради по чтению
2. Звуковые схемы
3. Рисунки “На что похожа буква Л”, стихи о букве Л
4. Мультимедийный проектор
5. нетбуки
                                                                                                           
Ход урока
1. Мобилизующий момент: (вот и прозвенел звонок, начинается урок)
Сегодня на уроке чтения мы продолжаем узнавать тайны и секреты речи.
2. Актуализация знаний
Какие формы речи вы знаете? (устная и письменная)
Чем они отличаются? (устная речь передаётся звуками, а письменная графическими знаками - буквами)
1. Как отличить звук от буквы?
Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.
Послушайте отрывок  стихотворения  И. Бунина «Листопад» (какую форму речи я сейчас использую?)(Слайды 1-4 демонстрируются на экранынетбуков учеников. Звуковые схемы обсуждаются и появляются как самопроверка )

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

О чём это стихотворение? Какое время года? Какой сейчас месяц? Как он называется по-украински? Какая примета осени здесь описана? ЛИСТОПАД
Это слово  произошло от каких слов? Лист падает
Почему лес сравнивается с теремом расписным?
Какие цвета листьев описаны?
Лиловый (слайд )
Анализ слова лист =●- -
Какой первый звук? Гласный или согласный? почему? Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?
Какие ещё слова встретились с похожим звуком?
Лиловый схема
Итак, мы в осеннем лесу… красота, листопад…
А вы знаете, кто живёт в лесу? загадки
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое хорошо в любое время года – схема слова “лес” А сопровождать нас будут два зверя. О ком идёт речь, вы узнаете, если соотнесёте отгадки со схемами.
На доске схемы слов “лось” и “лиса”
1. Загадки:
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Познакомтесь это...
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...
Сравните первые звуки во всех словах и назовите тему сегодняшнего урока. Что общего?
Слово “лось” начинается со звука [л], а слово лиса и лес – со звука [л,], значит тема сегодняшнего урока: “Звуки [л], [л,] и буква, которая их обозначает”
…познакомиться со… и с…
…учиться различать…
…учиться читать…)
Сегодня на уроке мы должны познакомиться со звуками [л], [л,] и буквой, которая их обозначает, будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
4. Характеристика звуков
4.1. Произнесите первый звук в слове “лось”. Что заметили?
Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный
Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?
Больше голоса, значит звук [л] – звонкий.
Ещё что можете сказать?
Звук [л] в слове “лось” - твёрдый
4.2. Произнесите первый звук в словах “лиса, лес”. Что изменилось?
Звук [л,] в слове “лиса” и “лес” - мягкий
4.3. Дайте характеристику звуков [л], [л,]
Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый, звук [л,] - согласный, звонкий, мягкий.
Обозначается буквой Лл (слайд). Место в алфавите.
5.Физминутка
6. Работа по букварю и в тетради по чтению.
7. Упражнения в различении звуков [л], [л,], чтение.
Итак, мы в лесу. Назовите деревья, которые мы можем здесь встретить, не забывая о теме сегодняшнего урока.
Лиственница, липа, тополь, ель, клён
А сейчас я буду называть другие растения, которые могут нам встретиться в лесу, а вы с помощью зелёного и синего квадратика будете определять, какой в них звук – мягкий или твёрдый:
Ландыш, малина, клюква, жимолость, калина, голубика, волнушка
А вы знаете правила поведения в лесу?(слайд)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Берегите природу.
Физкультминутка
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли. – дети выполняют движения со словами
Работа на компьютерах
Нахождение буквы Лл на клавиатуре компьютера.
Работа в программе OpenOffice. Печатание буквы с пробелом и без, заглавной и маленькой. (Учитель должен обращать внимание на правильное расположение пальцев на клавишах клавиатуры!)
Печатание слогов. Составление. Присоединить а, о, у, я, и, ы, к букве Л, поменять местами, прочитать.
Рефлексия.
Работа в программе ArtRage.
Нарисуйте, что узнали на уроке. Расскажите. (Примеры детских работ)
Диагональная схема урока
Использование нетбуков дает возможность дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по целям урока. В каждой группе возможна разная цель или различная информация для проработки.
Важным является вопрос организации урока и содержания работы учащихся с нетбуками. Если задача с нетбуками требует постоянной помощи учителя, индивидуальной поддержки многим ученикам, то возможно учеников объединить, например, в 3 группы. Каждой группе учитель готовит четкое небольшое модульное задание, рассчитанное на 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером.

Работа строится по следующей примерной схеме:
Схема 1
1 группа
1. Организационная часть, объявления задач - 5 минут.
2. Работа с нетбуками - 10-12 минут.
3. Самостоятельная работа - 10-12 минут.
4. Обсуждение в группе - 10 - 15 минут.
5. Итог урока 2 минут.
II группа
1. Организационная часть, объявления задач - 5 минут.
2. Самостоятельная работа - 10-12 минут.
3. Работа с нетбуками - 10-12 минут.
4. Обсуждение в группе - 10 - 15 минут.
5. Итог урока 2 минут.
III группа
1. Организационная часть, объявления задач - 5 минут.
2. Планирование в группе - 10-12 минут.
3. Самостоятельная работа - 10-12 минут.
4. Работа с нетбуками - 10 - 15 минут.
5. Итог урока 2 минут.

Таким образом, урок имеет пять этапов. 1 этап начинается для всех одновременно. На II этапе каждая группа начинает работать над своим заданием. Следует заметить, что в III группе задание должно быть более творческим и свободным, где не указываются конкретные пути реализации, а учащиеся планируют их самостоятельно, распределяя обязанности для каждого для самостоятельной работы и исследовательской / поисковой / практической работы с использованием нетбуков.
Если учитель поставил цель - индивидуальная помощь учащихся в работе с нетбуками, то он находится весь урок рядом с учениками, которые работают с ними.
Если учитель ставит главную учебную цель: показать преимущества обмена информацией и создает ситуацию, когда ученики учат друг друга, то материал для обработки в каждой группе должен быть разный.

К плану в конце урока прилагаются мини-отчеты, короткие доклады каждой группы.
Схема 2
1 группа
1. Организационная часть, объявления задач - 5 минут.
2. Работа с нетбуками - 10-12 минут.
3. Самостоятельная работа - 10-12 минут.
4. Обсуждение в группе - 10 - 15 минут.
5. Итог урока 2 минут.
II группа
1. Организационная часть, объявление задач - 5 минут.
2. Самостоятельная работа - 10-12 минут.
3. Работа с нетбуками - 10-12 минут.
4. Обсуждение в группе - 10 - 15 минут.
5. Итог урока 2 минут.
III группа
1. Организационная часть, объявление задач - 5 минут.
2. Планирование в группе - 10-12 минут.
3. Самостоятельная работа - 10-12 минут.
4. Работа с нетбуками - 10 - 15 минут.
5. Итог урока 2 минут.
Есть учебные ситуации, когда такая "диагональная" схема построения урока хорошо оправдывает себя. На таком уроке учитель выступает как помощник и консультант, а не единственный "источник знаний". Если в классе есть ученик, который может достаточно уверенно и быстро выполнить задание в электронной среде, то можно предложить ему быть консультантом в своей группе. Диагональная схема является начальным шагом к серьезной работе по методу проектов.
Примером применения диагональной схемы может служить создание школьной газеты.
Ученики моего 4-го класса работали в  группах, создавая три разных газеты.
Интерес, проявленный учащимися, их увлеченность доказывают, что применение метода проектов с
использованием информационных технологий способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения, развивает любознательность, творчество.
Использование Classmate PC во внеурочной деятельности разнообразно. Это демонстрация презентаций на классных часах, работа с исследовательскими заданиями, проектами.  Работаем над созданием электронных «Дневников успешности» каждого ученика и электронного портфолио класса. Компьютер используется при проведении родительских собраний.

Образовательная модель «1 ученик – 1 компьютер» решает ряд очень важных задач:
1.      Развитие у детей качеств и умений 21 века, таких как медиаграмотность, критическое мышление, способность решения творческих задач, самостоятельность, профессиональные и лидерские качества, умение мыслить глобально, готовность работы в команде и гражданское сознание.
2.      Формирование компьютерной грамотности, обучение учителей и школьников базовым и продвинутым информационным технологиям  21 века, таким как использование сервисов сетевого взаимодействия, средств Интернет-поиска, создание мультимедийных продуктов и т.д.
3.      Обеспечение широкого доступа учащихся к информации с помощью локальной сети или через Интернет.
4.      Повышение эффективности учебного процесса, работы школьных учителей и администрации за счёт использования компьютерных технологий при сохранении и обработке информации.
5.  Дистанционное обучение детей, находящихся на домашнем обучении.

Для учителей:
• Удобство проведения тестов и проверки их результатов - каждый пишет тест на своём компьютере, а результаты можно проверить буквально за 5 минут.
• Возможность совершенствовать свои навыки работы с компьютером.
• Упрощение работы с проектами для школьников, где каждый ученик может самостоятельно найти материал в сети Интернет.
Для учеников:
• Наглядность материала - каждый может увидеть его на экране своего компьютера в режиме онлайн.
• Интерактивность материала - задания требуют взаимодействия с учеником, вызывая тем его интерес.
• Для каждого школьника может быть выстроена индивидуальная модель обучения, в зависимости от склонностей и метода лучшего усвоения материала.
• Игровой элемент заданий позволяет лучше их усваивать.


Все компьютеры, выпускаемые в рамках программы, оснащены специальным пакетом программного обеспечения IntelLearningSeriesSoftwareSuite, который включает приложения для организации работы в классе, выполнения ряда учебных задач, контроля использования компьютерной техники.  Эти приложения позволяют значительно повысить эффективность использования компьютеров в учебном процессе.



Комментариев нет: