четверг, 2 октября 2014 г.

Модуль 2. Анализируем методические приёмы

На предыдущем этапе мы тщательно рассмотрели классификацию образовательных результатов и задумались о трудностях формирования познавательных и коммуникативных УУД. Сейчас мы сосредоточим внимание на технологиях, приёмах и формах работы, позволяющих нам избежать этих трудностей. Другими словами, от вопроса «Что педагог должен получить в результате своей деятельности?» мы переходим к вопросу «Как получить запланированные результаты?» 

Основой для разработки понятия универсальные учебные действия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. 

Выделяются два основных направления организации обучения: 
  1. активная роль учителя на уроке и пассивная роль ученика (слушателя),
  2.  активная роль ученика, ориентированная на самостоятельное получение знаний.
Итак, методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и  здоровья обучающихся.
Подробнее о деятельностном подходе в образовании вы можете прочитать в статье А.А. Леонтьева «Что такое деятельностный подход в образовании».

Согласно системно-деятельностному подходу содержание образования определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации. Следовательно, педагогические технологии, используемые педагогами, должны соответствовать вышеуказанным позициям.

Следует отметить, что стандарт не содержит жёстких требований к технологиям, методам и формам работы педагогов. Учитель самостоятельно выбирает оптимальные средства достижения результатов.
Внимательно изучая документы ФГОС, мы видим, что педагогам рекомендуют использовать технологии, предполагающие учебно-исследовательскую деятельность, проектную деятельность, сотрудничество учащихся, т.е. технологии, ориентированные на:
  • самостоятельное приобретение знаний;
  • практическое применение полученных знаний;
  • развитие универсальных надпредметных навыков;
  • продуктивную деятельность школьников, направленную на решение учебно-познавательных и практических задач.
Посмотрите пример соотнесения этапов проектной деятельности и формируемых УУД: 

 Этапы проекта

 Формируемые универсальные учебные действия
1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
 4. Презентация результатов.Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи
(З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова, Е.В. Погребняк, Т.В. Смолеусова, З.В. Бродовская)

Очевидно, что возможности педагогических технологий, рекомендуемых ФГОС, могут быть существенно усилены при использовании информационно-коммуникационных технологий.
Кстати, дистанционные тематические тренинги «Элементы», предлагаемые к изучению участникам Конференции, как раз ориентированы на изучение именно этих технологий:
А мы на этом этапе сосредоточимся на следующих вопросах:
  • Какие методические приёмы помогут нам обеспечить формирование познавательных и коммуникативных УУД?
  • Какого типа задания соответствуют этим приёмам?
  • Как можно использовать ИКТ для повышения эффективности подобных заданий?
О методических приёмах… Наиболее эффективными методическими приёмами, позволяющими формировать различные УУД, являются приёмы, предполагающие постановку вопросов или продуктивные, творческие задания, при выполнении которых учащиеся должны выйти за пределы привычного алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий. Эти способы действий можно перенести на другой предмет, ими можно воспользоваться в любой ситуации (вот почему такого рода действия получили название универсальных учебных действий).

1. Приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Её главная цель - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Преимущества ТРКМ: ориентация на развитие ученика, использование современных методических приёмов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся.
Технология помогает ученикам овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументированно вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приёмы в определённой логике построения урока.
Технология развития критического мышления может быть использована на любом учебном предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий (этапов):
  1. вызов,
  2. осмысление (реализация смысла),
  3. рефлексия.
На стадии вызова у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, мотивируется интерес к теме, определяются цели нового учебного материала.
На стадии осмысления происходит вдумчивая кропотливая работа с текстом. Значение слова "текст" в данном случае трактуется широко – это и речь педагога, аудио- и видеоматериал, первоисточники, художественный текст, учебник и т.д. Процесс работы ученика с текстом всегда действенный, т.е. это маркировка, составление схем, заполнение таблиц, перфокарт и другое.
Стадия размышления или рефлексии способствует формированию личностного отношения к уроку, материалу. На этой стадии ученик должен каким-то образом выразить свое мнение, например, в дискуссии или в виде письменной работы. На этом этапе происходит переосмысление собственных знаний с учетом вновь приобретенных.
Стадии «вызов-осмысление-рефлексия» задают не только определенную логику построения учебного процесса, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, метапредметном характере предлагаемой технологии. ТРКМ помогает ученику овладеть способами работы с информацией, приемами вдумчивого чтения и структурирования материала, умениями задавать вопросы, ставить и решать проблемы, навыками рефлексивного письма. Кроме того, технология помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. 

Каждый приём, используемый в ТРКМ, многофункционален, работает на развитие различных интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике "вызов - осмысление - рефлексия" приёмы способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Полезные ресурсы:
I. Чтение и письмо для развития критического мышления. Региональный центр РКМ, С.Петербург 
II. И.О. Загашев «Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма»:
III. Необходимость в навыках критического мышления (видеоролик)

2. Приёмы технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ)
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Основные задачи ТРИЗ-педагогики: обучение школьников творческой деятельности, знакомство с приемами творческого воображения, развитие умения и навыка решения изобретательских задач.

3. Приёмы педагогической техники А. Гина
А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники. 
  • Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
  • Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
  • Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимушественно в форме деятельности.
  • Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
  • Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Методика адресована педагогам независимо от предметной специальности. В ней содержатся апробированные и чётко сформулированные приёмы управления классом, поддержания дисциплины и внимания; технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приёмы обеспечения эффективной проверки знаний и т. п., а также дидактические приёмы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе и др.
Полезные ресурсы:

О содержании заданий…
Основные цели составления проверочных заданий состоят в том, чтобы:
  • перенести акцент с "овладения основами базовой науки" на приобретение общей культуры в процессе изучения учебного предмета;
  • направить усилия учащихся на овладение «языком» (способами и методами) базовых областей знания (например, планировать и выполнять наблюдения и/или измерения, оформлять, представлять и интерпретировать информацию и др.);
  • воспитывать критичность мышления (сравнивать и анализировать информацию, аргументы и суждения, полученные результаты, выполнять оценочные задания, решать задачи с недостатком и избытком данных);
  • усилить прикладной аспект приобретенных знаний, формировать способность видеть действие изученных закономерностей в реальной действительности.
В содержании заданий для учащихся рекомендуется использовать все возможности для реализации, прежде всего, деятельностного, а не знаниевого подхода, делать акцент на общеучебные навыки (анализ текста, рисунков, графиков, таблиц; использование справочной литературы; понимание прочитанного путем выявления несоответствий или неаргументированных утверждений, установления неполноты или неоднозначности условий, подбора подходящего по контексту термина или связки, оценки правдоподобия высказывания и пр.), а не на специализированные предметные умения (дать определение, изобразить схему предложения, решить усложненную задачу).
Используйте в заданиях проблемные ситуации, обращайтесь к личному опыту учеников, постарайтесь связать содержание задания с жизненной ситуацией.Полезно в качестве проверочных заданий использовать:
  • экспериментальные задания, задания на чтение таблиц и графиков; на анализ и интерпретацию текстовой и внетекстовой информации,
  • жизненные ситуации в фабулах задач вместо традиционных дидактических схем,
  • ввести в содержание проверки выполнение логических операций (например, попросить детей ответить на вопрос "обгонит ли муха трамвай?", а не просто подсчитать скорость).

О средствах ИКТ…
Многие учителя используют современные средства ИКТ для демонстрации учебного материала. Но возможности ИКТ позволяют применять их также для активизации и развития самостоятельности учеников. 
С целью развития познавательных УУД можно использовать реализованные с помощью ИКТ задания на развитие навыков сравнения, классификации, анализа и синтеза; работу с информацией, представленной в разных видах, моделирование и т.д. 
Существуют также различные сетевые сервисы, позволяющие организовать коллективную работу пользователей. Очевидно, их можно использовать при организации сотрудничества учащихся и формировании коммуникативных УУД.
Познакомьтесь с содержанием таблицы "Использование сервисов ИКТ в различных методических приёмах"Некоторые из средств ИКТ, позволяющих оптимизировать работу педагога по формированию различных УУД, мы с вами уже использовали на предыдущих этапах. 

Комментариев нет: