На предыдущем этапе мы тщательно рассмотрели классификацию образовательных результатов и задумались о трудностях формирования познавательных и коммуникативных УУД.
Сейчас мы сосредоточим внимание на технологиях, приёмах и формах
работы, позволяющих нам избежать этих трудностей. Другими словами, от
вопроса «Что педагог должен получить в результате своей деятельности?» мы переходим к вопросу «Как получить запланированные результаты?»
Основой для разработки понятия универсальные учебные действия служит деятельностный подход,
базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н.
Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном
подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и
механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также
общая структура учебной деятельности учащихся.
Выделяются два основных направления организации обучения:
- активная роль учителя на уроке и пассивная роль ученика (слушателя),
- активная роль ученика, ориентированная на самостоятельное получение знаний.
Итак, методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Согласно
системно-деятельностному подходу содержание образования определяется не
только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему
взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих
в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной»
составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности
на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или
совместной – ее организации. Следовательно, педагогические технологии,
используемые педагогами, должны соответствовать вышеуказанным позициям.
Следует отметить, что стандарт не содержит жёстких требований к технологиям, методам и формам работы педагогов. Учитель самостоятельно выбирает оптимальные средства достижения результатов.
Внимательно изучая документы ФГОС, мы видим, что педагогам рекомендуют использовать технологии, предполагающие учебно-исследовательскую деятельность, проектную деятельность, сотрудничество учащихся, т.е. технологии, ориентированные на:
Очевидно,
что возможности педагогических технологий, рекомендуемых ФГОС, могут
быть существенно усилены при использовании
информационно-коммуникационных технологий.Кстати, дистанционные тематические тренинги «Элементы», предлагаемые к изучению участникам Конференции, как раз ориентированы на изучение именно этих технологий:
Технология помогает ученикам овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументированно вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приёмы в определённой логике построения урока.
Технология развития критического мышления может быть использована на любом учебном предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий (этапов):
На стадии осмысления происходит вдумчивая кропотливая работа с текстом. Значение слова "текст" в данном случае трактуется широко – это и речь педагога, аудио- и видеоматериал, первоисточники, художественный текст, учебник и т.д. Процесс работы ученика с текстом всегда действенный, т.е. это маркировка, составление схем, заполнение таблиц, перфокарт и другое.
Стадия размышления или рефлексии способствует формированию личностного отношения к уроку, материалу. На этой стадии ученик должен каким-то образом выразить свое мнение, например, в дискуссии или в виде письменной работы. На этом этапе происходит переосмысление собственных знаний с учетом вновь приобретенных.
Стадии «вызов-осмысление-рефлексия» задают не только определенную логику построения учебного процесса, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, метапредметном характере предлагаемой технологии. ТРКМ помогает ученику овладеть способами работы с информацией, приемами вдумчивого чтения и структурирования материала, умениями задавать вопросы, ставить и решать проблемы, навыками рефлексивного письма. Кроме того, технология помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.
Каждый приём, используемый в ТРКМ, многофункционален, работает на развитие различных интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике "вызов - осмысление - рефлексия" приёмы способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Полезные ресурсы:
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Основные задачи ТРИЗ-педагогики: обучение школьников творческой деятельности, знакомство с приемами творческого воображения, развитие умения и навыка решения изобретательских задач.
3. Приёмы педагогической техники А. Гина
А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники.
Следует отметить, что стандарт не содержит жёстких требований к технологиям, методам и формам работы педагогов. Учитель самостоятельно выбирает оптимальные средства достижения результатов.
Внимательно изучая документы ФГОС, мы видим, что педагогам рекомендуют использовать технологии, предполагающие учебно-исследовательскую деятельность, проектную деятельность, сотрудничество учащихся, т.е. технологии, ориентированные на:
- самостоятельное приобретение знаний;
- практическое применение полученных знаний;
- развитие универсальных надпредметных навыков;
- продуктивную деятельность школьников, направленную на решение учебно-познавательных и практических задач.
Этапы проекта
| Формируемые универсальные учебные действия |
1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. | Регулятивные действия – целеполагание. Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. | Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. | Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. Презентация результатов. | Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи |
(З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова, Е.В. Погребняк, Т.В. Смолеусова, З.В. Бродовская)
- Метод проектов
- Методы оценивания в классе 21 века
- Методы сотрудничества в классе 21 века
- Модель «1 ученик - 1 компьютер»:мотивация учащихся
- Критическое мышление при работе с данными
- Исследования на уроках естественных наук
- Какие методические приёмы помогут нам обеспечить формирование познавательных и коммуникативных УУД?
- Какого типа задания соответствуют этим приёмам?
- Как можно использовать ИКТ для повышения эффективности подобных заданий?
1. Приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана Международной ассоциацией чтения
университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Её
главная цель - развитие интеллектуальных способностей ученика,
позволяющих ему учиться самостоятельно. Преимущества ТРКМ: ориентация на
развитие ученика, использование современных методических приёмов,
развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения
учащихся.Технология помогает ученикам овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументированно вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приёмы в определённой логике построения урока.
Технология развития критического мышления может быть использована на любом учебном предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий (этапов):
- вызов,
- осмысление (реализация смысла),
- рефлексия.
На стадии осмысления происходит вдумчивая кропотливая работа с текстом. Значение слова "текст" в данном случае трактуется широко – это и речь педагога, аудио- и видеоматериал, первоисточники, художественный текст, учебник и т.д. Процесс работы ученика с текстом всегда действенный, т.е. это маркировка, составление схем, заполнение таблиц, перфокарт и другое.
Стадия размышления или рефлексии способствует формированию личностного отношения к уроку, материалу. На этой стадии ученик должен каким-то образом выразить свое мнение, например, в дискуссии или в виде письменной работы. На этом этапе происходит переосмысление собственных знаний с учетом вновь приобретенных.
Стадии «вызов-осмысление-рефлексия» задают не только определенную логику построения учебного процесса, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, метапредметном характере предлагаемой технологии. ТРКМ помогает ученику овладеть способами работы с информацией, приемами вдумчивого чтения и структурирования материала, умениями задавать вопросы, ставить и решать проблемы, навыками рефлексивного письма. Кроме того, технология помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.
Каждый приём, используемый в ТРКМ, многофункционален, работает на развитие различных интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике "вызов - осмысление - рефлексия" приёмы способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Полезные ресурсы:
I. Чтение и письмо для развития критического мышления. Региональный центр РКМ, С.Петербург
II. И.О. Загашев «Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма»:
II. И.О. Загашев «Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма»:
- Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»
- Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. Техники вопросов. Учебная стратегия «Условные значки»
- Kак научиться вести диалог с текстом? Техники рефлексивного чтения. Учебная стратегия «Таблица-синтез». Стратегии оценки достижений учащихся. Портфолио.
- Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»
- Ученик-исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации.
- Групповые и парные формы работы. Стратегия «Зигзаг».
- Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. Стратегия «Уголки».
- Учебные стратегии развития письменной речи.
IV. Технология развития критического мышления (статья в ТолВики)
2. Приёмы технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ)
ТРИЗ-педагогика,
как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране
в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще
точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Основные задачи ТРИЗ-педагогики: обучение школьников творческой деятельности, знакомство с приемами творческого воображения, развитие умения и навыка решения изобретательских задач.
3. Приёмы педагогической техники А. Гина
А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники.
- Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
- Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
- Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимушественно в форме деятельности.
- Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
- Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Полезные ресурсы:
- А. Гин «Приёмы педагогической техники» читать он-лайн, скачать
- Примеры использования приёмов педагогической техники А. Гина в практике учителей разных предметов
- Конструктор уроков по физике на основе приёмов педагогической техники А.Гина, автор М.Н. Бондаров.
- Проектирование современного урока на основе методического конструктора приёмов, Пуденкова Е.А.
О содержании заданий…
Основные цели составления проверочных заданий состоят в том, чтобы:
- перенести акцент с "овладения основами базовой науки" на приобретение общей культуры в процессе изучения учебного предмета;
- направить усилия учащихся на овладение «языком» (способами и методами) базовых областей знания (например, планировать и выполнять наблюдения и/или измерения, оформлять, представлять и интерпретировать информацию и др.);
- воспитывать критичность мышления (сравнивать и анализировать информацию, аргументы и суждения, полученные результаты, выполнять оценочные задания, решать задачи с недостатком и избытком данных);
- усилить прикладной аспект приобретенных знаний, формировать способность видеть действие изученных закономерностей в реальной действительности.
Используйте
в заданиях проблемные ситуации, обращайтесь к личному опыту учеников,
постарайтесь связать содержание задания с жизненной ситуацией.Полезно в качестве проверочных заданий использовать:
О средствах ИКТ…
- экспериментальные задания, задания на чтение таблиц и графиков; на анализ и интерпретацию текстовой и внетекстовой информации,
- жизненные ситуации в фабулах задач вместо традиционных дидактических схем,
- ввести в содержание проверки выполнение логических операций (например, попросить детей ответить на вопрос "обгонит ли муха трамвай?", а не просто подсчитать скорость).
О средствах ИКТ…
Многие
учителя используют современные средства ИКТ для демонстрации учебного
материала. Но возможности ИКТ позволяют применять их также для
активизации и развития самостоятельности учеников.
С
целью развития познавательных УУД можно использовать реализованные с
помощью ИКТ задания на развитие навыков сравнения, классификации,
анализа и синтеза; работу с информацией, представленной в разных видах,
моделирование и т.д.
Существуют
также различные сетевые сервисы, позволяющие организовать коллективную
работу пользователей. Очевидно, их можно использовать при организации
сотрудничества учащихся и формировании коммуникативных УУД.
Познакомьтесь с содержанием таблицы "Использование сервисов ИКТ в различных методических приёмах"Некоторые
из средств ИКТ, позволяющих оптимизировать работу педагога по
формированию различных УУД, мы с вами уже использовали на предыдущих
этапах.
Предлагаю вам познакомиться с примерами использования различных сервисов ИКТ в проектировании заданий для учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий